Йом Кипур - Судный день Начало осени в еврейском календаре насыщено праздниками. И сейчас мы стоим на пороге самого важного, самогозначимого дня в жизни каждого еврея. Этот день Йом Кипур, или по русски Судный День. Этот день завершает десять дней расскаяния начинающиеся в Рош аШана. В этот день Вс-вышний ставит печать на приговоре каждого человека, в этот день в этот день окончательно определяется судьба каждого (вообще каждого, еврея и нееврея, людей в частности и народов в целом) на будущий год.
Поэтому этот день возвышен над всеми праздниками и датами, включая субботу. И поэтому Йом Кипур назван Субботой суббот. В этот день мы полностью уходим от суеты будней и материальной жизни и проводим сутки в посте и молитве.
В Торе сказано:
" И сказал Г-сподь Моше, говоря: Но в десятый день седьмого месяца этого – день искупления, священное собрание да будет у вас; и смиряйте души ваши постом, и приносите огнепалимую жертву Г-споду.
И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Г-сподом, Б-гом вашим.
А всякая душа, которая не смирит себя в этот самый день, истребится из народа своего. И того, кто будет делать какую-либо работу в этот самый день, истреблю Я душу его из среды народа его. Никакой работы не делайте; это устав вечный в роды ваши во всех местах поселения вашего.
Это суббота покоя для вас, и смиряйте души ваши в девятый день месяца вечером: от вечера до вечера отдыхайте в день отдыха вашего. " (Вайикра 23:26-32).
Важность этого дня подчеркивается тем, что многие совсем не соблюдающие евреи, которые едят не кошерную еду, не соблюдают Шабат, не вкурсе остальных еврейских праздников, даже они стараются сделать что-нибудь, чтобы отметить Йом Кипур для себя как день поста.
И это на самом деле очень правильный поступок, потому что заслуга человека, который никогда ничего не соблюдал, и в один прекрасный день решил, что в Йом Кипур он будет поститься, его заслуга намного выше заслуги многих соблюдающих людей, которые всегда все делали по закону Торы и улучшили себя за год на самую малость либо остались на своем стабильном, пускай и высоком уровне.
Ведь с точки зрения иудаизма, Вс-вышнему не нужно автоматическое, запрограммированное соблюдение законов, Он хочет видеть динамику, движение вперед. И поэтому когда мы, пускай маленькими шагами, но движемся по пути исправления, тогда мы получаем благословение. Как говорил Рабби Элияhу Ки-Тов:
"И принято у людей народа Израиля, чтобы не проходили у них десять дней тшувы без того, чтобы не исправляли один какой-нибудь грех полностью, так, чтобы уже не возвращаться к нему никогда. И так каждый год человек прибавляет по одному исправлению и не нарушает его во все дни. И пусть даже это исправление касается вещи, на первый взгляд, незначительной, и исправление ее легкое, однако значение полной тшувы, которая достигается за счет этого, очень велико. И поскольку легка для исправления эта вещь, которую он решил исправить, то тем более уверен он, что устоит в ней все дни свои. И это обычай достойный, и следует иметь его каждому человеку, как большому, так и маленькому, чтобы ни в каком году не проходили дни тшувы без того, чтобы он прибавил какую-то заповедь, которую смог бы выполнять всегда. И так каждый год по одной вещи; и все это кроме общей тшувы, вместе со всеми стараниями."
Йом Кипур как пост длится с вечера до выхода трех звезд вечера следующего дня. В это время запрещается есть, пить, умываться, пользоваться косметическими средствами, носить кожанную обувь, заниматься сексом, и плюс все то, что запрещено в Шабат (что и делает этот пост более сложным и тяжелым, чем другие). И поэтому в этом году у евреев есть возможность, проведя пост по всем правилам, соблюсти не только Йом Кипур, но и Шабат.
Про этот день можно говорить бесконечно, но не вижу в этом особой надобности, много букв смущает людей. Если кому-то интересно узнать побольше о традициях и законах этого праздника, о том как проходил Йом Кипур во времена Первого и Второго Храма, или просто проникнутся атмосферой этого дня святости и трепета перед Творцом, то предлагаю прочитать статью Пинхаса Полонского "Йом-Кипур в еврейской традиции".
А я желаю всем, кто решил поститься в этот день, легкого поста. Остальным желаю найти в себе силы хотя бы подумать о значении этого дня и попросить прощения у всех, кого вы возможно обидели.
И я тоже хочу попросить прощения у всех кого я обидела, нарочно либо случайно, у тех кто мне близок и у тех, кого я почти не знаю. Все что я когда-либо сказала или сделала было неправильно, и я искренне сожалею, если причинила этим кому-то боль.